3 группа "Божья коровка"

Развивающий эффект игры

 Игра важна для развития и обучения дошколят. Игра помогает развитию творческих способностей, она способствует установлению  и поддержанию отношений с другими людьми, она помогает человеку справиться с собой, со своими страхами и проблемами. Психологи убеждены,  что игра является универсальной человеческой деятельностью. Даже тренинги профессионального роста построены на основе игр. Но, к сожалению, в  современном обществе многие дети на предложение играть отвечают отказом , а многие родители считают игру несерьезным занятием.

Почему дети не играют? Может просто не хватает времени для игры.

А как играли дети раньше? У человека нет врожденных способностей и навыков?

 Этому надо учить: для организации настоящей игры нужны дети и взрослые, умеющие играть. Сначала ребенок наблюдает, потом выполняет мелкие роли, а затем начинает играть на «равных».

В игровом взаимодействии с педагогом и с другими детьми у ребенка развивается индивидуальность, активность, и самостоятельность и другие качества личности, которые определяют его социальность. Игровое взаимодействие открывает неоценимые возможности для развития социального опыта самореализации в разнообразных ролях, что часто не предоставляется ему реальными условиями развития в семье или в ДОУ.

Важным толчком для игры является появление ярких эмоциональных впечатлений. Для современных детей их слишком много. Иногда посещение одного праздника оказывает гораздо большее влияние на развитие ребенка.

1. Современная стратегия образования предполагает социальную ориентированность, осмысленность выбора сферы и вида деятельности ребенка, постепенное осмысление  личностных ценностей.

В игре ребенок приобретает «объектный» опыт подчинения, освоения социокультурных эталонов, норм правил, приобретает навыки волевой самореализации. В игре ярко проявляются основные показатели личностного становления ребенка –деятельность, общение и самосознание.

2. Основные  характеристики игрового взаимодействия

В связи с ведением ФГОСТ ДО стало необходимым  уметь взаимодействовать с детьми разного возраста, разных индивидуальных особенностей. Индивидуализация образовательного процесса ДО занимает в ФГОСТ кардиальную позицию среди ценностей. Значимым является постановка акцента на систему межличностного и группового взаимодействия как основного развивающего фактора. Игровое поведение  позволяет педагогу определить объем и концентрацию внимания, обнаружить характер развития моторики, выявить особенности речевого развития и коммуникативных способностей и увидеть социальные способности ребенка.

 Играющий ребенок играющие дети - это разные по психолого-педагогической сути явления: «ключом к росту являются именно отношения, а не использование игрушек или интерпретация поведения».

Педагог может включиться в игру как партнер ребенка -эта исследовательская позиция позволит не только войти в эмоциональное соприкосновение, но и провоцируют ребенка проявить свои личностные качества и деятельные  способности. Став соучастником игры, педагог получает возможность усложнять правила игры. Часто педагог выступает в роли организатора  или может взять на себя роль комментатора и помогать  играющим  детям  осознать происходящее. Гибкая  педагогическая стратегия игрового взаимодействия поможет организовать эмпатическое общение, создаст условия для переживания каждым ребенком  чувства собственного достоинства и научит самоопределению к правилам, инструкциям. Показателем эффекта игрового взаимодействия, развивающего личность ребенка, является укрепление позитивных чувств к другим. Ребенок становится более успешным, как к мыслительным действиям, так и в пластике, координации, речевом регулировании.

3. Коррекционно-развивающие принципы игрового взаимодействия

-последовательное усложнение дидактического материала;

-учет индивидуального характера восприятия;

-разнообразие видов деятельности, их подвижная смена;

-самостоятельная  обработка ребенком информации, достижения результата собственной  деятельности;

-выполнение определенного задания с опорой на разные  анализаторы (движение, речь, слух, зрение).

8 ноября 2015 в 16:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.